СДВГ симптомы у детей: импульсивность, гиперактивность, нарушение внимания

0
235

СДВГ симптомы у детей, как правило, выявляются в основном людьми из близкого окружения ребенка во время первых лет его пребывания в учебном заведении, то есть около седьмого года жизни. Однако в большинстве случаев симптомы, характерные для наличия этого синдрома, появляются гораздо раньше. А некоторые источники сообщают, что их можно даже наблюдать с самого рождения ребенка. Но в первый период его жизни диагноз поставить нельзя из-за невозможности всесторонней оценки расстройства и выполнения всех диагностических критериев.

СДВГ симптомы у детей

Кто страдает СДВГ?

ADHD (СДВГ) – это сокращение, происходящее от английского названия Attention Deficit Hyperactivity Disorder, обозначающее синдром гиперактивности с нарушением концентрации внимания или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, его также называют гиперкинетический синдром. СДВГ страдает около 5% детей мл. школьного возраста, причем, по некоторым оценкам, данный показатель может быть еще выше. Это наиболее распространенное нарушение развития, и причина его возникновения не кроется в плохом воспитании. По разным данным, этот синдром в 2-4 раза чаще диагностируют у мальчиков. Он появляется рано – чаще всего на протяжении первых 5 лет жизни ребенка, но начальный момент возникновения симптомов, как правило, выявить трудно.

Чаще всего родители понимают, что нужно обратиться за помощью, в тот момент, когда им становится ясно, что особенности, характерные для дефицита внимания и гиперактивности, мешают ребенку учиться в школе. И по этой причине в семилетнем возрасте многие дети попадают к специалистам, хотя беседа с родителями часто выявляет, что симптомы СДВГ у детей четко проявлялись и раньше.

СДВГ- гиперактивность-дислексия

Гиперактивность как элемент СДВГ

Симптомы СДВГ принято делить на 3 основные категории, охватывающие: чрезмерную двигательную активность, излишнюю импульсивность, а также нарушения концентрации внимания. Характерными для людей, имеющих СДВГ, являются трудности в выполнении деятельности, требующей методичной работы, что выявляется через тенденцию отказа от одного действия в пользу другого, без завершения их обоих. Гиперактивность определяется более высокой двигательной активностью по сравнению с интенсивностью движений других детей в том же возрасте, того же уровня развития. На самом деле ребенок, страдающий СДВГ, очень выделяется в среде сверстников своей подвижностью. Особенно это заметно, когда начинается обучение в начальной школе. Одной из ситуаций, наилучшим образом иллюстрирующих этот момент, является невозможность "высидеть" спокойно урок, длящийся 45 минут. Ребенок встает, ходит по комнате. Конечно, из этого никоим образом не следует делать вывод, что у каждого из детей, не способных усидеть на стуле во время занятий, следует подозревать наличие симптомов СДВГ. Вы сможете отнести некоторые элементы поведения к симптомам гиперактивности, если ребенок:

  • беспокойно двигается,
  • неспособен оставаться на месте даже короткое время,
  • срывается с места,
  • бессмысленно ходит туда-сюда,
  • постоянно бежит куда-то, не имея цели,
  • чаще бегает, чем ходит,
  • размахивает руками и ногами,
  • очень много говорит,
  • натыкается на различные предметы,
  • постоянно выполняет даже незначительные движения – например, раскачивается на стуле, играет всеми предметами в пределах досягаемости.

Однако здесь очень важно будет подчеркнуть, что признаки СДВГ невозможно распознать просто на основании наличия одного из перечисленных симптомов, потому что, наверное, большинство из нас периодически повторяет какие-либо действия из перечисленных выше – например, в ситуации, вызывающей стресс.

Импульсивность при СДВГ

Еще одна характерная особенность людей с СДВГ – это импульсивность, которая в описанных случаях значительно усилена. Это означает, что дети, имеющие данную проблему, действуют бесконтрольно, т. е. они не в состоянии прекратить то или иное действие. Как правило, они прекрасно осознают неправильность своего поведения, поскольку знают, как следует себя вести. Но они не в состоянии управлять своими поступками, а также не задумываются над их возможными последствиями. Иными словами, чрезмерная импульсивность – это отсутствие способности к отсрочке или торможению реакции. Это проявляется в немедленной реализации собственных идей, причем без предварительного обдумывания возможных последствий своих действий. То есть человек с СДВГ „сначала сделает, а потом подумает”. Примерами могут быть такие действия, как:

  • частое (иногда бесцеремонное) вмешательство в чужой, посторонний разговор,
  • нарушение тишины, несмотря на частые просьбы,
  • выбегание на улицу первым,
  • вспышки гнева,
  • чрезмерная реакция на раздражители из окружающей среды,
  • торопливость в действиях,
  • внушаемость – ребенка с СДВГ довольно просто уговорить сделать что-то неразумное,
  • проблемы с планированием – это особенно заметно в те моменты, когда ребенок должен самостоятельно выполнить задание и надо держать под контролем то, что уже сделано и что ему еще предстоит выполнить,
  • непреднамеренная порча игрушек,
  • частая раздражительность,
  • отсутствие терпения – ребенок не может ждать результата.

Нарушение внимания при СДВГ

Как упоминалось ранее, в картину СДВГ включаются также симптомы из области расстройств концентрации внимания. Практически у всех людей с этим синдромом значительно ослаблена способность сосредоточения внимания на поставленной задаче. Это также относится к выраженному сокращению времени, на протяжении которого ребенок в состоянии сосредоточиться на одном виде деятельности. Проблема заключается также в неспособности выбрать приоритет и не рассеивать внимание, и о детях с СДВГ часто складывается впечатление как о невнимательных, витающих в облаках.

Кроме этого, такие дети, как правило, не могут сосредоточить свое внимание на двух действиях одновременно – например, слушать учителя и записывать. Выраженность указанных симптомов наблюдается в основном в тех ситуациях, когда ребенку нужно сконцентрировать внимание в течение длительного времени, например, на чьей-то речи, чтении текста. Также нахождение в большой группе людей (в школе, например) может вызвать обострение расстройства внимания. Однако здесь следует отметить: дети с СДВГ способны надолго сосредоточиться на чем-то, если это представляет для них интерес. Однако они не в состоянии делать это по принуждению. В повседневной жизни нарушение внимания может привести к следующим ситуациям:

  • проблемы с выполнением объемных заданий, состоящих из нескольких частей,
  • ребенок забывает взять в школу тетради, книги и т. п.,
  • он может забыть о домашней работе или о том, какие упражнения следует выполнять,
  • проявления чрезмерной рассеянности,
  • следующее действие начинается, когда предыдущее еще не завершено.

Ребенок с СДВГ легко отвлекается, на короткое время задумывается, плохо запоминает детали, имеет затруднения с выполнением инструкций, часто теряет и забывает вещи.

Типы СДВГ

Конечно, не у всех детей картина заболевания схожа. И не все симптомы, разумеется, проявляются с одинаковой интенсивностью. Бывает, что какая-то одна из указанных групп симптомов наиболее выражена, доминирует. В связи с этим было введено деление на 3 подтипа СДВГ:

  1. СДВГ с доминирующими симптомами гиперактивности и импульсивности,
  2. СДВГ с выраженным преобладанием нарушений внимания,
  3. вариант смешанный (диагностируется наиболее часто).

Типы СДВГ

То, какие симптомы доминируют (и, следовательно, какой тип является наиболее вероятным в данном конкретном случае), отчасти зависит от пола и от возраста. Многолетние наблюдения привели к следующим выводам:

  • у мальчиков чаще можно диагностировать смешанный подтип, а у девочек в основном доминирующими являются симптомы, связанные с нарушением внимания;
  • с возрастом картина заболевания, выраженность отдельных симптомов и, соответственно, тип симптомов, которые доминируют, меняется. Согласно некоторым оценкам, примерно у 30% людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, в подростковом возрасте симптомы исчезнут, а у большинства импульсивность и гиперактивность уступают место расстройствам внимания.

Типы СДВГ по Амену

Поведенческие расстройства при СДВГ

Нарушения поведения – это регулярно проявляющиеся признаки бунтарского, антиобщественного и агрессивного поведения. Диагностические критерии предполагают, что симптомы сохраняются по крайней мере в течение 12 месяцев. Такие нарушения на практике принимают форму несоблюдения правил, использования ненормативной лексики, взрывов гнева при вовлеченности в конфликты (оппозиционно-вызывающее поведение). Острая форма подобного расстройства проявляется через следующие поступки: хищения, ложь, издевательства над другими, побеги из дома, изнасилование, поджог.

Поведенческие расстройства при СДВГ

Совместимость, одновременное проявление расстройств поведения и симптомов СДВГ оценивается на 50-80%. С одной стороны, причиной являются импульсивность, невозможность прогнозировать возможные последствия своего поведения, с другой – проблемы с установлением социальных контактов. Дети с данным синдромом часто ведут себя агрессивно, бунтуют. Также дополнительным фактором риска здесь является легкость попадания в „плохую компанию” – зачастую это единственная среда, которая может принять молодого человека с гиперактивностью. Здесь нужна профилактика, как и при наличии других осложнений СДВГ. Возможностью устранения симптомов неадекватного и проблемного поведения ребенка является своевременная терапия.

На что необходимо обратить особое внимание в поведении ребенка?

У ребенка еще в самом раннем детстве могут появиться определенные симптомы, являющиеся предвестником дальнейшего развития СДВГ. Вы можете наблюдать:

  • ускоряется или задерживается развитие речи,
  • нарушения сна,
  • проблемы с едой – возникает рвота или ослабление рефлекса сосания,
  • приступы колик,
  • неспособность учиться на своих ошибках,
  • значительное увеличение времени выполнения обычных повседневных действий (если сравнивать со сверстниками),
  • гиперактивность в момент начала ходьбы,
  • частые травмы, потому что ребенок предпочитает бегать, часто ведет себя неосторожно.

Следует отметить, что перечисленные симптомы и состояния могут возникать при многих других заболеваниях, поэтому не стоит в случае их возникновения сразу думать о СДВГ. Надо исключить связь симптомов, которые характерны для данного синдрома, с наличием других расстройств – таких, как синдром Аспергера, аутизм, тревожные расстройства или аффективные расстройства.

Диагноз СДВГ

Наличие диагноза СДВГ требует, чтобы ему посвящали большое количество времени, должно быть задействовано много людей. Лечение синдрома – длительный процесс, который в немалой степени заключается в наблюдении за ребенком. Диагностика СДВГ делится на следующие этапы:

  1. Беседа с родителями: врач расспрашивает про течение беременности и родов, определяет возможные факторы риска, которые связаны с периодом внутриутробного развития. Задаваемые вопросы должны касаться и развития ребенка, его взаимодействия с другими людьми, отношений в круге его общения, а также возможных трудностей, возникающих в его жизни.
  2. Разговор с учителем, направленный на сбор информации о поведении ребенка в школе, отношениях со сверстниками и возможных проблемах с учебой. Важно, чтобы учитель, которого попросили побеседовать, знал ребенка не менее полугода.
  3. Наблюдение ребенка. Этот этап исследования довольно сложный, поскольку симптомы СДВГ непостоянны, а также могут меняться в зависимости от характеристик среды, где ребенок пребывает.
  4. Разговор с ребенком. Тут важно помнить, что беседы нужно также проводить при отсутствии родителей, чтобы увидеть, как ребенок ведет себя без их присмотра.
  5. Шкалы и вопросники диагностики, которые содержат вопросы для учителей, родителей.
  6. Психологические тесты, предназначенные для оценки интеллекта, моторики, речи и способности решения проблем. Они имеют важное значение при исключении других заболеваний, имеющих симптомы, схожие с СДВГ.
  7. Неврологические и педиатрические исследования. Очень важно проверить зрение и слух в процессе этих исследований.
  8. Можно дополнительно применить компьютерный тест для оценки нарушений концентрации внимания или электронный измеритель частоты и скорости движений глаз для оценки гиперактивности. Однако не все методы являются доступными.

Дополнительные критерии, необходимые для диагноза СДВГ

Нужно иметь в виду, что наличия нескольких симптомов, соответствующих указанным выше, недостаточно, чтобы поставить определенный диагноз. Некоторые системы классификации говорят, что для постановки диагноза необходимо, например, наличие 6 симптомов из группы гиперактивности и 6 симптомов из группы расстройств внимания. А еще должны быть выполнены дополнительные условия. Их собрали в группу дополнительных критериев диагностики. К ним относятся:

  • появление симптомов в возрасте до седьмого года жизни,
  • симптомы должны наблюдаться хотя бы в двух различных ситуациях – к примеру, в школе и дома,
  • возникающая проблема приводит к страданиям или нарушениям социального функционирования,
  • симптомы никак не могут быть частью другого расстройства, что означает, что ребенок не должен иметь диагноза, соответствующего другой группе расстройств поведения.

СДВГ симптомы у детей - видео

Голосов пока нет

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ